12 Марта 2016

Послание митрополита Тверского и Кашинского Виктора клиру и пастве Тверской епархии по случаю начала Великого Поста 2016 года

«Пост радует Ангелов хранителей наших,
потому что посредством поста и молитвы
мы делаемся им близкими».
/Преподобный Ефрем Сирин/
Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, православные жители Тверской земли!

Вместе с первым дыханием весны традиционно приходит в нашу жизнь Великий пост. Эта древняя церковная традиция заповедана нам Самим Господом нашим Иисусом Христом. Как мы знаем из Евангелия, на протяжении сорока дней Спаситель находился в пустыни без пищи и пития, показывая пример терпения и воздержания. Будучи учениками Христа, святые апостолы хорошо усвоили этот урок, и с апостольских времен пост стал неотъемлемой частью духовной жизни Святой Церкви. По сей день мы свято храним этот обычай – готовиться к празднику Светлого Христова Воскресения, Святой Пасхи, при помощи молитвы и поста, которые суть главное оружие христианина в духовной борьбе против греха. «Если ты постишься для Бога — избегай всякого дела, которое ненавидит Бог, и Он примет твое покаяние, как милостивый и человеколюбивый», говорил о подвиге поста святитель Иоанн Златоуст.

Существует два вида поста – телесный и душевный. Телесный, видимый пост – это воздержание от скоромной пищи, и эта сторона понятна каждому человеку. Мы ограничиваем себя в пище, потому что сытый желудок никак не располагает к молитве и покаянию, потому что воздержание от мясной и молочной пищи помогает нам сосредоточиться на главном – на своей собственной душе. И так, по мере сил, мы несем подвиг телесного поста, без которого невозможен другой пост – душевный. Святитель Тихон Задонский так говорил о посте: «Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие соблюдают пост в пище и питии, но не постятся от злых помыслов, дел и слов. Какая им от этого польза? Многие постятся через день и два и более, но от гнева, злопамятства и мести поститься не хотят. Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим уязвляют людей, подобных себе — какая им от этого польза»? – восклицает святитель. Таким образом, один вид поста невозможен без другого. Невоздержание в пище мешает молитве, а духовное самосовершенствование невозможно без телесного поста. По слову святителя Иоанна Златоуста, «Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела».

Однако для того, чтобы начать пост и провести его с пользой для тела и души, необходим еще один важный элемент – прощение! Недаром в последний день перед началом Великого поста мы просим прощения друг у друга. Эта традиция знакома сегодня даже нецерковным людям, но всегда ли мы бываем искренними в своем прощении? Ведь нередко мы готовы сказать «прости» тем, кого никогда ничем не обижали, но боимся искренне попросить прощения у тех, перед кем виноваты, или честно простить тех, кто обидел нас. А ведь без искреннего прощения не может быть настоящего поста! Как говорил сам Иисус Христос, «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24).

Пусть же наступающие постные дни принесут нам истинную радость! Пусть мерное течение Великого поста дарует очищение всем постящимся! Я призываю Боже Благословение на всех, кто намерен пройти этот Пост вместе в Церковью, которая призывает «Приидите усердно, твердое оружие поста имуще, яко щит, всякую кознь прелести вражия отвратим вернии». (Стихира понедельника Первой седмицы Великого Поста).

В наши дни соблюдение Поста можно, как и в древние времена, назвать подвигом. За этот подвиг не дают медалей, им нельзя хвалиться. А плодом этого подвига пусть станет для нас очищение души. Ведь именно так, очистившись от тяжести грехов, подобает встретить нам Светлый Праздник Христова Воскресения.

+ Виктор,
МИТРОПОЛИТ ТВЕРСКОЙ И КАШИНСКИЙ

Возврат к списку

Разработка сайта: epicteam.ru