В апреле 1901 года в Москве «классным художником архитектуры» Фёдором Васильевичем Рыбинским был выполнен проект новой церкви для села Кимры Тверской губернии. Трёхпрестольный храм был рассчитан на 1000 человек и сооружался «в память выздоровления от болезни в 1900 году Его Императорского Величества Государя Императора Николая II ».
К концу 1903 года здание выстроили «до первых сводов», а окончательное завершение строительства предполагалось в следующем 1904 году. Тем не менее, завершить храм, как планировали, не удалось. В конце 1904 года Корчевское полицейское управление докладывало в Тверское губернское правление о том, что церковь вчерне готова, но главы не окончены и внутренняя отделка ещё не началась. И лишь в сентябре 1910 года полицейский надзиратель с. Кимры констатировал, что церковь «вполне закончена, выведены купола, водружены кресты, установлены иконы, и иконостас, только лишь не построена колокольня и причтовыя постройки». Окончательный же акт готовности здания для проведения богослужений датируется 1 марта 1911 года. При этом недостаток средств не позволил выстроить колокольню, возвели только нижний ярус. А рядом с храмом поставили временную деревянную звонницу с восьмью колоколами.
11 июля 1911 года в Кимрах был освящён вновь выстроенный трёхпрестольный храм, главный престол которого был освящён в честь Преображения Господня и два боковых: Ильинский и Трёхсвятский, во имя трёх великих вселенских святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Выстроен храм был в древнерусских традициях. Композиционно он состоял из храмовой части, апсиды и трапезной. Увенчан храм был пятью главами в виде шатров со световыми барабанами. В подвале высотой более трех метров была установлена калориферная печь для обогрева здания.
Первыми священнослужителями церкви стали священник Ф. К. Колеров, дьякон Н. Д. Завьялов, псаломщики В. Никольский, Г. Егоров, которых с 1913 г. сменил И. Муратов. К церкви были приписаны прихожане близлежащих улиц села Кимры и нескольких окрестных деревень. Улица, проходящая мимо храма, была названа Преображенской (ныне ул. Вагжанова). Место для приходского кладбища было отведено за селом, но левой стороне тракта Кимры - Ильинское (сейчас этого кладбища нет).
После революции местные власти запретили достраивать каменную колокольню Преображенского храма. Они мотивировали это тем, что в городе испытывается острая потребность в жилье, не хватает строительных материалов, и вообще возражали против колокольного звона, якобы мешающего больным расположенной по соседству больницы. Чтобы добиться от властей разрешения на достройку каменной колокольни, верующие на своем собрании согласились на прекращение колокольного звона и кроме того обязались собрать крупную сумму денег для строительства столь нужного в то время в Кимрах родильного дома. Но власти, уже приняв решение о закрытии церкви, отклонили просьбы и предложения верующих.
В 1927 г. Кимрский горсовет направил в Тверской губисполком ходатайство о закрытии Преображенской церкви, ссылаясь при том на пожелания трудящихся, нехватку жилья в городе и острую нужду в строительных материалах. Тверской губисполком одобрив ходатайство, в свою очередь направил его далее в Москву. В столице, естественно, вопрос этот был решен положительно. Прихожане в свою очередь обратились к властям с ходатайством о оставлении храма их религиозной общине. 9 мая председатель ВЦИКа М.И. Калинин подписал документ, отклоняющий просьбу верующих (копия документа хранится в Кимрском музее). Узнав, о решении закрыть храм прихожане заволновались. 19 мая в церкви состоялось прощальное богослужение. 20 мая специальная комиссия горсовета прибыла к храму с целью провести опись церковного имущества. Однако собравшаяся толпа прихожан не допустила ее в храм. Таким своим поведением верующие выражали протест против его закрытия. Видя подобную реакцию власти благоразумно отступили, но ненадолго. Вскоре милиция арестовала большую группу лиц подозревавшихся как зачинщиков беспорядка. После нескольких томительных месяцев ожидания в Кимрах состоялся показательный судебный процесс. 27 октября 1929 г. суд приговорил к высшей мере: священника Феодора Колерова, Анания Бойкова и Михаила Болдакова.
Преображенский храм был закрыт и за считанные месяцы был переоборудован под клуб кустарей. В клубе были оборудованы зрительный зал на 450 мест, читальня, три комнаты для кружковой работы, киноустановка. Кресты с храма были сняты, главы укорочены, на центральной его главе была укреплена огромная красная пятиконечная звезда. В новоявленном " культурном очаге", разместившемся в бывшем храме, почему-то было не весело. Через несколько лет клуб закрыли, и в освободившихся помещениях был устроен склад зерновых культур. Проходили годы, здание ветшало, требовало ремонта.
-
В годы Великой Отечественной войны церковь разделила все тяготы военного времени со своим народом, внесла ощутимый вклад в конечную победу над фашистской Германией. Высшие власти страны оценили это, стали более терпимыми к церкви и ее деятельности. В стране было восстановлено патриаршество и осуществлен ряд других мероприятий, направленных на частичную реабилитацию попранных прав церкви. В Кимрах весной 1947 г. в ответ на просьбу группы верующих власти возвратили им Преображенский храм. В нем начались богослужения. В 1948 г. по приглашению иеродьякона Преображенской церкви Иннокентия в храме совершил службу игумен Пимен впоследствии Патриарх Всея Руси. Первым настоятелем храма после его возвращения верующим стал протоиерей Стефан Кондратьев.
Затем эту должность занимали: протоиерей Сергей Бойков, протоиерей Владимир Троицкий, протоиерей Георгий Цинцевич, протоиерей Иоанн Басюк (1940-1995). Имя этого видного и авторитетного священнослужителя было широко известно и почитаемо среди верующих. Не случайно после скоропостижной кончины проститься с ним пришли тысячи горожан, с выражением скорби и уважения к человеку, много сделавшему для Православной Церкви, самих верующих, возрождения храмов на кимрской земле.
В храме не прекращаются работы по его восстановлению в первоначальном виде и благоукрашению. Еще в 1980-х годах его западная часть была расширена за счет кирпичной пристройки; в начале 1990-х годов собор был подключен к центральному отоплению. Особенно видимые изменения в его внешнем облике произошли за последние годы.
По материалам издания Коркунов В.И. Судьбы Кимрских Храмов. - Кимры, 1999.